Вóроны учатся использованию инструментов друг у друга

Бетти (Betty) использует палочку для добывания пищи (фото Alex Kacelnik, University of Oxford).

Навыки применения различных инструментов у воронов частично являются наследованными, а отчасти — результатом обучения. Это установили Бен Кенвард (Ben Kenward), Кристиан Рутц (Christian Rutz), Алекс Вейр (Alex Weir) и Алекс Качельник (Alex Kacelnik) из университета Оксфорда (University of Oxford), изучая поведение птиц в дикой природе (в Новой Каледонии), а также выращенных в неволе (в лабораторных условиях).

В своей естественной среде обитания чёрные птицы применяют прутки, листья и даже собственные перья для того, чтобы выковыривать насекомых из трухлявой древесины. При этом умные птицы исследуют проблему и затем выбирают или создают соответствующий инструмент. Например, столкнувшись с едой, «расквартированной» в маленьком отверстии, ворон отломит веточку правильной ширины, чтобы она могла войти в дырку.

Исследователи обнаружили, что вороны, живущие в различных частях острова, демонстрируют изменения в типичных формах своих инструментов. А это означает, что молодые птицы учатся приготавливать инструменты специфическим образом у своих сородичей, живущих рядом.

Для проверки этой гипотезы авторы работы в лаборатории вырастили (от самого появления из яйца) четырёх воронов из Новой Каледонии. Когда птенцы подросли, двум из них люди сами показывали, как можно использовать небольшие палочки для добывания еды. Двум другим — нет. После чего наблюдали, как птицы будут работать с этими инструментами.

На удивление, все четыре птицы догадывались использовать подброшенные им прутики для вылавливания добычи. Но те птицы, которых обучали люди, делали это быстрее и применяли инструменты чаще, чем их необученные сородичи. Так что навык применения орудий труда у воронов действительно был частично унаследованным, а частично — следовал из наблюдений за действиями старших.

В этом, можно сказать, культурном явлении вороны (Новой Каледонии, по крайней мере) составляют компанию (помимо людей, естественно) шимпанзе, гориллам, другим шимпанзе, обезьянам капуцинам, а также дельфинам.

Слоны в полный рост ставят зеркальные опыты