Действие радиации оказалось заразным

Облучённая радужная форель может передавать признаки заболевания необлучённым здоровым особям. Каков механизм этого явления и может ли такое наблюдаться у остальных животных, пока остаётся тайной (фото USDA).

Результаты исследования, проведённого радиобиологами из университета Макмастера (McMaster University) Колином Сеймуром (Colin Seymour) и Кармел Мазерсилл (Carmel Mothersill), напоминают сюжет научно-фантастического романа. Изучая влияние радиации на рыб, учёные обнаружили, что негативные эффекты облучения одних особей могут передаваться другим, не подвергавшимся воздействию радиации.

Ранее уже проводились похожие исследования, которые показали, что такой «эффект очевидца» имеет место, но лишь на клеточном уровне: если клетки какой-то культуры облучены, то и в соседних тканях наблюдаются гибель клеток, мутации и рост опухолей. Однако животные в таких опытах участвовали редко.

На этот раз учёные решили выяснить, существует ли данный феномен у рыб, которые удобны тем, что общаются между собой с помощью веществ, легко регистрируемых в воде. Сеймур и Мазерсилл проводили опыты с радужными форелями, которых они подвергли радиационному облучению.

После пятиминутного воздействия поглощённая доза радиации составила 0,5 Грей. По словам исследователей, это больше, чем может быть в естественных условиях, но значительно меньше доз, которые люди получают при радиотерапии.

Затем этих рыб на два часа пересадили в аквариум вместе с парой других здоровых особей. А в воду, в которой находились облучённые рыбы, отправили третью группу их необлучённых сородичей.

Эксперимент повторялся четыре раза. После сравнения результатов обнаружилось, что радиационные эффекты схожи во всех группах — клетки в пяти различных органах погибли, а в других клетках продуцировались белки, возникающие при реакции на радиацию.

По всей видимости, облучённые рыбы выделяют в воду вещества (какие именно, пока неизвестно), вызывающие патологические изменения у их необлучённых сородичей.

По словам Мазерсилл, «аварийным сообщением» стало то, что «эффект очевидца» наблюдается не только в отдельных клетках, но и во всём организме, и это необходимо учитывать при определении риска радиационного воздействия на людей и животных.

Радиолог Энтон Брукс (Antone Brooks) из университета Вашингтона (Washington State University), прокомментировавший работу (но не принимавший в ней участия), назвал её интригующей, хотя, по его мнению, в полученных результатах невозможно увидеть тенденции, чётко подтверждающие наличие «эффекта очевидца».

Читайте также о том, что слабые дозы радиации укрепляют иммунитет, а также о новой форме радиоактивности.

Человек впервые прооперирован в невесомости