На молекулярном уровне обнаружен «эффект Моцарта»

Моцарт благотворно влияет на мозг. Правда, не известно, каким образом (иллюстрация с сайта millstreetdesign.com).

Франсис Роше (Frances Rauscher), невролог из университета Висконсина (University of Wisconsin Oshkosh), обнаружила необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей ещё в 1993 году.

Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано ре мажор» улучшало умственные способности студентов — они лучше выполняли тесты.

Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта и никакой другой.

Однако до сих пор учёные спорят — является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создаёт гармоничная мелодия, или это результат более глубоких физиологических процессов, как-то связанных с особенностями именно этой музыки.

И вот недавно Роше объявила о результатах новых исследований «эффекта Моцарта». На этот раз музыку давали слушать крысам, которые должны были выполнять разнообразные задания на память и сообразительность.

Казалось бы, крысы едва ли оценили бы красоту классической музыки. Но, как и в случае с людьми, Моцарт существенно улучшал способность животных выполнять тестовые задания.

При этом исследовательница не ограничилась проверкой способностей подопытных и «заглянула» к ним в мозги. Оказалось, что музыка повлияла на активность определённых генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.

Для контроля биолог проверяла те же показатели у крыс, которым давали послушать эквивалентное количество «белого шума».

Объяснения этому эффекту пока нет, но Роше отметила, что страдающие болезнью Альцгеймера тоже улучшают свои навыки при регулярном просушивании сонаты.

Ядерная физика восстанавливает аудиозаписи XIX века